Периодика, с днем рождения!

Почти полтора года я занимаюсь развитием Периодики и хочу, наверное, просто рассказать про ups & downs и поделиться своими выводами.  

В ноябре 2015 в App Store появилась MVP версия Периодики. MVP – это minimum viable product, первая рабочая версия, призванная посмотреть, есть ли интерес к продукту. А Периодика – это сервис печати классных фотокниг на дизайнерской бумаге и прямо из галереи телефона.

Идея и начало 

Февраль 2015, самая первая презентация от vice 3 про предпосылки к созданию проекта, получение первых денег и старт разработки в мае 2015. 

Первая презентация для инвесторов
Первая презентация для инвесторов

Название проекта 

Периодика, конечно, про фотографию, ламповость, тактильность и приятные воспоминания.

Мне хотелось, чтобы выбранное слово передавало эти настроения. При этом, важно, чтобы название перекладывалось на английский язык с сохранением красивого звучания и смысла. Так же, нужно было учесть покупку домена. 

В поисках идей я сидела в вики и смотрела Список периодических изданий Российской империи. 

02-0

Конкретного названия я там не нашла, но появилась мысль назвать проект Периодика, добавив слово Пресс. Это развязало руки в плане домена. Потом, мы обедали с Машей Борзиловой, талантливым копирайтером, и она сказала, что Периодика – хорошее название.

Единственное, что меня отпугивало – это поисковая выдача с запросом “Периодика”, но, сейчас, я вижу, что мы прекрасно справились с задачей. 

Имея название, мы начали работать над стилями и логотипом 

Здесь нужно сделать ремарку о том, что я испытываю одинаковую нежность к розовому цвету и к более строгому минимализму. Поэтому у нас было очень много созвонов с арт-директором, пока мы не остановились на минимализме, тонких линиях и никакого розового. 

Предметом споров так же стал главный экран. Нам хотелось сделать его простым, стильным, понятным и не таким, как у аналогичных приложений. В итоге родилась идея “рассыпать” продукты. 

Мы отсняли что-то похожее на наши продукты для масштаба и обновили экран. Надо отдать мне должное, я не сдавалась и все еще пыталась пролоббировать наличие розовых элементов на главном экране. 

Одновременно с этим мы принимали логотип. Изначально у меня была идея, что бы логотип был сделан на базе шрифта. Общаться на тему лигатур у меня не хватило бы сил и опыта на английском (please mind the «shch» tail), что сузило круг поиска шрифтовиков до 1500 человек. Из них мне больше всего понравился Рома Горницкий и его шрифт Twenty Twelve.

Рома придумал лигатуры, немного переработал шрифт под нас и придумал логотипу нашу фирменную тильду. 

05

Вообще, мне нравится знак тильды, но тогда уже был проект Тильда. На иконку приложения мы выбрали П на белом фоне, но мне все еще нравится синий цвет, поэтому возможно, мы обновим ее в какой-то момент. 

screen-shot-2016-11-25-at-15-13-16

Продукты  

Одновременно мы уже вовсю работали над самим продуктом. Нужно было придумать развороты, размеры, выбрать бумагу, упаковку. 

Сейчас, конечно, мне смешно пересматривать эти макеты, учитывая сколько сил и времени мы потратили, а в итоге потом все перерисовали после запуска, уже понимая все технологические нюансы. 

Здесь, наверное, как и в каждом другом деле, связанным с производством, нужен хороший технолог. Человек, который запускал аналогичные проекты 5 или 10 раз, знает подводные камни вдоль и поперек. Моя первая ошибка была с выбором бумаги – я выбрала ее на ощупь и по техническим свойствам. Классную бумагу я выбрала, с ней все было отлично, кроме графика поставок. 

Упаковка

Фирменную упаковку я заказала только в феврале, до этого мне казалось хорошей идеей купить готовую упаковку по размерам своих продуктов, забрендировав ее скотчем.

Минимальный тираж скотча – сколько-то там рулонов, типа 100 или 200. Приехал ко мне скотч в трех коробках совсем не такой, как я ожидала. 

Во-первых, он был на белой основе, вместо прозрачной, это возникло из-за того, что белый и прозрачный в ТЗ выглядят одинаково. 

Во-вторых, есть зазор между клише в 3-5 мм и от него никуда не деться. 

В общем, первая партия выглядела вот так. Коробки я нашла только 4 см высотой, поэтому пришлось покупать набивку, а это место и грязь. Первые заказы я упаковывала сама, потом мы просто заменили упаковку на пупырчатые конверты, они не занимают места и времени. 

screen-shot-2016-11-25-at-15-15-04

Я поняла, что надо нам свою упаковку сделать и скотч нормальный заказать. Воши тейп вообще никто в Москве не делает, с большим трудом я нашла место, где мне сделали узкий скотч 25 мм вместо 50мм. Я опять получила несколько коробок с белым скотчем вместо прозрачного, но это была ошибка менеджера, я то все уже стала проверять досконально. 

09

Упаковку заказывала у ребят в Антэк, единственное место, где можно было встретиться с технологом, чтобы озвучить ему задачу и попросить выдать оптимальный вариант. В итоге, все равно пришлось потом придумывать самой, но в целом я довольна нашей упаковкой. Можно сделать в разы лучше (от 100 р.), конечно, но у нас ограничен бюджет на упаковку (30 р.), а делать продукт дороже я не хотела. 

Разработка 

Разработка MVP прошла как по маслу. У нас было несколько референсов с готовой логикой, которую мы постарались улучшить. После запуска мы уже поняли, что нужно многое переделывать, что прототип и MVP отличается о того, как “видит пользователь”. 

Мы не учли флоу заказа (его просто не было к моменту запуска), поэтому допиливать админку пришлось уже во время запуска.

Весной мы поменяли команду разработки, и мне пришлось прям погрузиться во все процессы, что ввергло меня в очередное состояние “все плохо, я ужасный менеджер и человек”. С апреля мы перелопатили логику оформления, бекенд, добавили кучу новых продуктов и шаблонов. 

Моя идея была в том, что бы работать 2-х недельными спринтами, оперативно реагируя на фидбек пользователей. Например, мы подкрутили одну вещь и пользователи перестали задавать вопрос. Подкрутили другую – стало проще автоматизировать процессы.

 

Доставка

Не получить в ожидаемый срок свой заказ очень печально.

Процент таких заказов составляет 1-1,5 % от общего числа заказов. Узнавая больше о специфике работы курьерских служб, самое лучшее, что можно сделать – перестраховаться и не откладывать оформление заказа на потом. Обязательно нужно учитывать возрастающую логистическую нагрузку перед черными пятницами, праздничными днями, в конце концов, погодной ситуацией на дорогах. 

Я помню, как лет пять назад я очень эмоционально общалась с EMS, а еще пару лет назад была зла на DHL, обещающий один звонок в дверь и никакого предупреждения по телефону до или после. Сейчас я с намного бОльшим пониманием отношусь к работе кол-центров, синхронизации статусов, работе курьеров и другим рабочим процессам в курьерской службе.

Выводы

Совершать ошибки и учиться на них – обязательно нужно. Однако, если бы я делала Периодику сейчас, я бы обязательно учла следующее:

  1. Скорость и обратная связь 

Нужно было запустить сырой прототип с 1 продуктом и собрать обратную связь от пользователей. Так бы мы сэкономили время и уже бы получили первую и, очень на тот момент нужную, обратную связь. 

     2. Workflow & API 

Выстроить процесс обработки заказа в самом начале и пилить дальше, понимая как и с кем мы будем интегрироваться. 

     3. Прощупывать новый рынок  

Не лениться и сравнить цены поставщиков и подрядчиков, позволит значительно сэкономить, более детально разобраться в процессах и рынке.

Я ужасно рада, что проекту исполнился год. Мы растем каждый месяц к предыдущему и приближаемся к желаемым показателям. За это я хочу сказать спасибо своей команде (ребята, вы лучшие!) и всем студиям и подрядчикам, кто за этот год работал с нами, кто терпел общение со мной.

comments powered by HyperComments